BZIK |
|
BZIK |
|
Тяжелое воспоминание, потому что поступок мой далеко не в соответствии с учениями Амонашвили, Корчака, Песталоцци, и других классиков педагогики... Правда, Макаренко тоже корил себя за похожее, но у него другая была ситуация и соотношение сил. ... Сельская школа, 89-91-й. Преподаю в пятом классе "Историю Древнего мира". Историк уволился в первых числах сентября. Предмет раскидывали между учителями, и я - трудовик - вцепился за эти два часа. Потому что Историю Древнего мира любил с детства, неплохо знал. И ещё дважды повезло! 1 - оказалось, что есть замечательное методическое пособие под авторством Годера, где расписан почти каждый урок. Какие задать вопросы по прошлому материалу. Что нарисовать на доске по новому материалу. Какие есть диафильмы и плакаты-картинки... Как рассказывать... Какие задать вопросы по новому материалу... Годер - был ВЕЛИКИЙ методист! Поклон его памяти! В методическом кабинете ГОРОНО это пособие не предложили. А учительница истории на пенсии, к которой меня привела моя девушка, меня опросила, протестировала, сочла достойным, и эту книгу мне отдала. 2 - Этот пятый класс был уникальный. Жадный к знаниям! Я рассказывал - впитывали ушами, глазами и раскрытыми ртами. На каждый мой вопрос - лес рук! (ну, и предмет, конечно благодарный - мифы, легенды, герои, подвиги, красавцы и красавицы...). Звонок на перемену - "Мы не пойдем! Спросите ещё! Расскажите ещё!" Проблема была - по классической тогдашней методике мог за урок опросить и поставить оценки только 5-7 человек. А ответить хотели все 27! Как-то сообразил-придумал тестовую систему. Составлял на каждый урок до 20 вопросов по прошлым пройденным материалам с ответами "да"-"нет". Урок вел по стандартной схеме, но оставлял в конце 2-3 минуты на этот опрос. Раздавал им листочки, где надо было только в столбик записать номер вопроса, и поставить плюс или минус. Как они любили эти тесты! После звонка на перемену бегом сдавали эти листочки, и ждали оценок. Тут же проверял их по своему шаблону, и выставлял каждому "5" и "4". Пятерок всегда было больше. Они убегали в столовую, если успевали, или на следующий урок. А я выставлял в журнал оценки, и бегом относил журнал к их следующему учителю. Которая уже волновалась, что звонок на урок прозвенел, а журнала нет. И каждый их урок по истории - у каждого оценка в журнале! ... Не все были суперспособными... Обычный класс - с середнячками. Но все тянулись. Всем было интересно... И вдруг пришел второгодник. Он не слушал. Ему было не интересно. Всё время что-то гундел. Отвлекал соседа по парте, соседей спереди и сбоку. У этих сразу снизилась успеваемость. Трудно рассказывать, спрашивать, когда кто-то в аудитории говорит одновременно с тобой. У меня - план урока. Расписана каждая минута. И каждая минута интересна и мне, и всему классу. А я отвлекаюсь на него, успокаиваю... Учебный процесс срывается. Радуюсь каждому его прогулу. Потому что при нём - что-то не додаю остальным. Молодой я был - плюс-минус 30. Он - всё больше наглел. Сорвался я однажды... Не буду сейчас - потом может расскажу. Продолжением... А в тот год в качестве эксперимента ввели экзамены в каждом классе по выбору учеников. И во всех классах дети относительно равномерно выбирали предметы для экзаменов. А эти пятиклашки - все выбрали Историю! Завуч схватилась за голову: - Виктор Николаевич! Отговорите их! На экзамен по расписанию два академических часа! Мы не успеем принять у 27 человек! Я разводил руками, и радовался! На экзамене было, как на уроках: - Понятно! Первый вопрос ты знаешь! Хватит! Переходи ко второму! - Второй я тоже знаю! Но я ещё про первый не всё рассказал! ... 35 почти лет прошло. До сих пор их люблю! |
|
BZIK |
|
BZIK |