BZIK |
|
BZIK |
|
Бывают на свете такие мамы, которые любят, чтобы друзья детей были у них "на глазах". А то - мало ли что... Вот я - как раз такая мама. А сейчас я вам расскажу, что из этого может получиться... Детей у меня, вообще-то, двое. Хотя, пока они росли, дома у нас постоянно ошивалось не меньше, чем четверо. Одна подружка у моих дочек была особенно близкая. Я дружила с её мамой, дети знали друг друга с рождения - свои люди. Так что, когда у Ирочкиной мамы настали трудные времена (развод, болезнь старшей дочери и множество других проблем), девочка стала всё больше времени проводить у нас. Потом оставаться ночевать. Потом ходить домой только по выходным. А потом как-то так само получилось, что на несколько лет детей у меня стало трое. Ну, трое, так трое, живём-не тужим, даже веселее. Дети заняты своими делами, играют вместе. A если требуется помощь в хозяйстве, то три пары рук, я вам скажу - это ещё лучше, чем две. А потом в нашей жизни появляется Алёша. Алёшу я знаю давно, почти с младенчества. Когда-то его родители были нашими добрыми соседями. Только мы остались жить на старом месте, а они оказались людьми непоседливыми и часто переезжали. А теперь Алёше шестнадцать лет, и он явно пришёл ко мне с чем-то серьёзным. Что случилось? - Я хочу получить образование, - заявляет мне Алёша чуть ли не с порога. - За чем же дело стало? - не понимаю я. - Ты учишься в хорошей школе, твоя мама, как помню, долго её выбирала... - Мало! Я хочу знать больше... Я хочу знать, что мне читать! Ах, знать, что читать... Ну, что ж, сейчас выясним, что Алёшу интересует, подсунем ему пару книжек... Не-е-ет, вижу, что так просто мне не отделаться. У него возраст поисков истины. Интересует его всё сразу - философия, социология, психология, религия, экономика, политика... Хорошо, начнём с популярного, там посмотрим. Алёша хватается за книжки так, как будто сильно изголодался. Потом приходит их со мной обсуждать. Я осторожно учу его пользоваться библиографией - ищи книги и сам тоже, проверяй и сравнивай источники... Попутно выясняется, что Алёша не ладит с родителями. Он начинает часто убегать из дому. Правда, не очень далеко. Убегает он к нам. Я звоню его маме и успокаиваю её, что с сыном всё в порядке. Однажды она задаёт мне невинный вопрос, который повергает меня в ступор: - Как ты думаешь, у него мозги не повредятся от того, что он столько читает? Я начинаю понимать Алёшины проблемы. Алёшин папа тоже ситуацией недоволен. Он звонит мне и ворчит: - Потакаешь парню, он знает, что ему есть куда бежать, поэтому можно не уважать родителей... Несколько раз я его терпеливо выслушиваю, понимая, что он волнуется за сына, потом не выдерживаю: - А куда бы ты хотел, чтобы твой сын бежал? Ко мне? Или... - К тебе! - отвечает он так быстро, что мы оба смеёмся и решаем пока оставить всё как есть. Наш дом наполняется философскими спорами и дискуссиями. Старшим девочкам они, правда, быстро надоедают, поэтому любимый оппонент у Алёши - самая младшая, Сара. Спорят они часами. И, похоже, на равных. Картина довольно комичная - здоровенный лохматый Алёша и маленькая худенькая Сара, которая даже на свои десять лет не выглядит. - Алёша, - не могу я сдержать любопытства, - о чём ты можешь с ней столько разговаривать? Алёша хватает книгу с высокой полки - Саре понадобился аргумент. - Она такая умная! - сообщает он мне восхищённо. - Это не она умная... - иронизирует старшая, Лина. Ей тринадцать, и она до этих споров не опускается. И одиннадцатилетняя Ира тоже интереса не проявляет. Спор возобновляется. Я прислушиваюсь. Ого! Спор-то, похоже, теологический. Можно ли понять добро и зло, если исключить существование Бога? Ничего себе! А впрочем - в этом возрасте это полезно. .................................................................................. Мы - люди не столько религиозные, сколько традиционные. В пятницу вечером мы накрываем на стол, зажигаем субботние свечи. Благословляем хлеб (девочки испекли халу) и - нет, не вино, вино детям рано! - виноградный сок. Садимся ужинать. И за столом четверо детей. Как хорошо! Какой покой... Какой ещё покой?! Никакого покоя! - Вопрос! - кричат дети. - Вопрос! Ну да, правильно, за субботним столом положено вести дискуссии о высоких материях. Сегодня участвуют все. За самый лучший ответ - приз. Огромная конфета. А вопрос я им приготовила совершенно нерешаемый. Пусть поупражняются. - Вопрос, - начинаю я. - Если человек исповедует какую-то религию, значит, считает, что она лучше других. Может ли он при этом уважать другие? А если он уважает другие, как ему исповедовать свою? Ведь тогда получается, что они все равны? Дети задумываются. Лина долго думать не любит. Она - человек действия: - А моя религия лучше! И всё! Пусть думают, что хотят! - Ира? Ира у нас - воинствующая атеистка: - Религия вообще никому не нужна! От неё одни неприятности, разногласия и кровопролития! - Нет! - не соглашается Алёша. - Hужна! Религия упорядочивает жизнь, связывает прошлое с будущим, вот так! - он кивает на субботние свечи, - но у меня религии нет, и мне без неё плохо. Лучше бы была... Я отмечаю про себя, что ни Ира, ни Алёша на вопрос не ответили. Только высказали своё отношение к религии... - Сара? Сара думает недолго. Похоже, она этот вопрос давно для себя решила. - Моя религия не лучше. И не хуже. Но она моя. А другие - не мои. Дети вдруг замолкают. Как будто приходят в себя. Задумываются... А я потрясённо понимаю, что, кажется, только что услышала весь разброс человеческих мнений о религии. Всё правильно - устами младенца. - Ну, - спрашиваю я, - чья конфета? Кто выиграл? И три голоса тихо, нестройно, но единогласно отвечают: - Сара... Остаток ужина проходит в молчании. Сара задумчиво крутит в руках конфету. Делит её на всех. Конфета её не интересует. А вот с Алёшей они, кажется, не доспорили. |
|
BZIK |
|
BZIK |