За что жён впрягали в повозки
Чаще всего их запрягали рядом с лошадью – одной женщине не сдвинуть с места телегу или сани. Ни родственники, ни односельчане, в такое дело не вмешивались: если замарала своё имя, значит должна отвечать. Даже родителей не подпускали близко. А они и не спешили на помощь – наоборот, всячески винились перед зятем. Это называли «сором» - или стыд.
Посмотреть на Федосью сбежалась вся округа: такие события в Богородском видали нечасто. Степан Мякотин, приехав с ярмарки, прознал, что супруга была любезна с другим. Получив признание, не успокоился. И, чтобы «научить» жену, запряг её в сани.
Делами семейными занималась церковь. За нарушение обетов полагались епитимьи или мог последовать развод. Но чаще такие вопросы решали сами, внутри рода. Традиции были куда сильнее законов. Максим Горький описал, как в деревне Кандыбовке, в 1891 году, муж запрягал в телегу свою оступившуюся жену.
Народная традиция воспевала добрую супругу – послушную мужу, уважительно относящуюся к его родителям, заботливую с детьми и, непременно, работящую. Она не тратит время попусту, всегда занята, и не старается выделить лишний часок на разговоры с соседками. В поучении к сыновьям, отцы отмечали: «Не сказывати жене правды ни в чём». Дескать, разнесёт потом по соседкам. А там, где беседы и праздность – там и до «сорома» недалеко.
Учить за проступки разрешал и Домострой. Про телегу там, конечно, ни слова, но написанное не всегда соотносилось с обычаем. Могли просто надеть на шею хомут. Иногда это был самодельный хомут, из соломы, испачканной сажей – чтобы подчеркнуть неблаговидность поступка. В таких случаях к телеге не припрягали, но могли провести по селу, под смешки и выкрики всей округи.
К замужним было принято относиться строже. Если совершался проступок, то вину однозначно перекладывали на женщину. Известен случай в Ярославской губернии в XIX веке, когда жена одного из братьев предпочла другого. Как описывают этнографы, всё негодование обрушилось на супругу: «Брат не виноват, - говорил муж, - женщина всякого может увлечь».
А впрягать в телегу продолжали и в двадцатом столетии, в Алтайском крае. Исследователь русской старины, Наталья Пушкарёва, указывала, что лошадь при этом могли пустить вскачь, и тогда поспеть за ней было очень непросто. Художник Александр Бучкури в 1936 году написал об этом картину "Вывод".
Любопытно, что историки не находят подобных примеров ранее шестнадцатого века. Вполне возможно, что такая традиция сложилась и закрепилась именно в то время, и продержалась почти триста лет. Есть версия, что связано это могло быть с общим закрепощением – с развитием крепостного права.
Рассказал знакомый работник Российского гуманитарного университета, который в Москве. Подняли на уши весь РГГУ, специально собрали преподавателей. Сотрудники Службы безопасности разыскивают студентов, которые оставляют в метро книги Оруэлла (1984), Хемингуэя (Прощай, оружие!) и Ремарка (На западном фронте без перемен). Найдены уже 23 книги, а сколько ещё пассажиры взяли почитать... Сказали, что их уже изъяли из магазинов, как экстремистские. Завтра зайду проверю.
Не пойму почему такая полемика идет о том как называть текущие события на Украине: военная операция или еще не скажу какое слово. Вон, израилитяне не парятся: Первая Война в Ливане (1982 год) называлась «операция Мир Галилее»! Во какой юмор! А вы говорите - Жванецкий!
Потом еще в 1996 году была операция, с применением артилерии и авиации, под названием «опрация Виноградные Грозди Гнева». Прям поэзия, однако!
Или в 2006 году, позде известная среди малообразованых слоев населения как «Вторая Ливанская Война», официально была начата под названием «операция Справедливое Искупление», а уж позже, в ходе развития, была переименована в «операция Смена Направления». Это, кстати, вам ничего не напоминает?
Вот и ввходит, что с сегодняшней «операцией» у нас все как у людей! Зря что ли наши «лучшие люди» в Израиль перебрались?!
В 1990 г., когда я был еще относительно маленький и не знал, что мое призвание – геология, я ходил в астрономический кружок при Доме научного и технического творчества молодежи на Шаболовке, в Москве. Я хотел стать астрофизиком и изучать квазары. С кружком мы ездили по обсерваториям, где, я надеюсь, больше помогали, чем мешали настоящим астрономам проводить наблюдения (хотя реально, наверное, скорее их развлекали бессонными ночами). Летом 90-го года планировалось полное солнечное затмение, которое можно было видеть в узкой полосе на Чукотке и наше кружковое руководство где-то выбило средства, чтобы вывезти туда на наблюдения почти сотню человек (всего было 6 партий, каждая человек по 15; о, благословенный СССР!). Я попал в партию, которая стояла на отмели реки малый Анюй. В целом про это мероприятие можно писать отдельный роман (достаточно сказать, что мы попали в нешуточное наводнение и именно там я первый и единственный раз в жизни уматывал на пределе сил от медведя, в 15 лет!).
Но я не о том. Заброска шла самолетом из Москвы в Анадырь, из него в Кепервеем (недалеко от Билибино, по сути его аэропорт), а из Кепервеема уже вертолетом на Малый Анюй, на точку наблюдений. Вертолета в Кепервееме мы ждали несколько дней, делать было особо нечего и в результате произошел футбольный матч между нами и местными чукчами. Кто был инициатором встречи я так и не знаю. Футболом я никогда не интересовался, но погонять мяч мог. Вышли две команды по 11 человек. Мы – 14-16-летние школьники из Москвы (которых местные почему-то нарекли астрологами) и 13-17-летние местные ребята, невысокие, но плотненькие и спортивные. Матч происходил на небольшом пустыре возле школы в чисто пацанской форме – ворота были обозначены чурбаками и больше ничего. Судей было двое, школьный директор и наш руководитель партии.
Нашу группу назвать командой было сложно, так, бегающее стадо. Чукчи были гораздо более сыгранные и подвижные. Довольно быстро выяснилось, что они в общем играют на своего центрового – крупного парня из старшаков, в стареньких кедах, который, получив мяч, бил по воротам почти из любой точки поля и почему-то, редиска, почти не промахивался! Мы его пытались блокировать – бестолку, он был подвижный и быстрый. Мы меняли вратаря – не помогало. Весь матч происходил под вой разнообразных болельщиков и по накалу страстей напоминал полуфинал мира. Играли в один заход, без перерывов. Футбольная битва закончилась со счетом 49:0 в пользу принимающей стороны. Причина окончания была нетривиальна и исходила от центрового чукотской команды. Чуть не плача парень сказал судьям, что он не может больше бить по нашим воротам, потому что у него уже болит нога и порвался правый кед, ему и так за это от мамы влетит!
После матча мы все искупались в Анюе и пошли в школу пить чай и знакомиться дальше. Над нами никто не смеялся, все были дружески настроены и даже директор школы сказал, что 49:0 – это не позорные 50:0, а вполне рабочий счет, что в битве между профессиональной футбольной командой Чукотки и астрологами из Москвы сложно было ожидать иной исход, но зато все побегали и повеселились. Если будущие астрологи немного потренируются – они могут рассчитывать уже на 49:1 или даже 49:2, он поговорит с ребятами! С пацанами мы потом еще пару дней вместе гуляли по окрестностям, они нам показывали свое местечки и достопримечательности. Потом мы улетели на наблюдения, а на обратном пути просто дружески пересеклись – с вертолета попали почти сразу на самолет в Анадырь.
Наверное, это был самый дружественный футбольный матч в истории с самым контрастным итоговым счетом, до сих вспоминаю его с ностальгией. Но я надеюсь, что и центровой запомнил его – после нашего отлета в Анадырь он стал владельцем двух пар кед, пары кроссовок, пары ботинок и даже пары болотников!
Бумагу экономим. В школе попросили, если есть возможность, принести. Наша сердобольная бабушка вспомнила, что уж год в кладовой лежит пачка использованной с одной стороны бумаги - с работы я принесла когда-то. Бабушка и отнесла, взяли с радостью - первоклашкам рисовать на чистой стороне. Утром учитель смеётся: дети с интересом протокол УЗИ изучали. Хорошо, что мой попал, не пациента. Бдительность нужна с черновиками!
Ушел на возвышение яркий человек-трибун. При появлении которого на публике порой возникала мысль, а не переселилась ли в него душа другого яркого человека-трибуна революционной поры, который своими речами на фронте порой поднимал войска в атаку?
Примечательно, что и сам только ушедший трибун поднимал тему переселения душ. Отвечая Познеру на вопрос о том, что бы трибун сказал богу, оказавшись перед ним, трибун ответил, что сказал бы всевышнему, что сделал в жизни все, что мог, и просит возвернуть его на Землю, продолжать бороться дальше.
Не сомневаюсь, что после заслушивания подробного отчета новопреставившегося, просьба его будет удовлетворена. И мы еще увидим ярких трибунов.
Но предварительное решение там, на самых верхах, похоже, уже принято. Ибо вскоре после попадания трибуна в больницу, на экранах то и дело стала появляться крупным планом первая буква его фамилии на латинице.
Ну, за реинкарнацию!